Для тех, кто не смог вчера посмотреть фильм Аркадия Мамонтова...
Join the forum, it's quick and easy
Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]8 сентября 1999 года в 23 часа 59 минут 58 секунд на первом этаже 9-этажного жилого дома № 19 по улице Гурьянова (район Печатники, юго-восток Москвы) произошёл взрыв. Два подъезда дома № 19 были полностью уничтожены. Взрывной волной были деформированы конструкции соседнего дома № 17.
По официальным данным, в результате взрыва погибли 100 человек, 690 человек получили ранения различной степени тяжести или пострадали в той или иной мере, получив моральную травму. Как было установлено взрывотехниками, мощность взрывного устройства составила 350 кг в тротиловом эквиваленте. Первоначальная экспертиза, проведённая на месте взрыва, показала наличие частиц тротила и гексогена. Через несколько дней дома № 17 и № 19 были уничтожены взрывотехниками, жители переселены в другие дома.
Мужество
В НЕБЕ КАБУЛА
В теплый августовский вечер 1987 года санитарный военно-транспортный самолет Ил-76 с кодовым наименованием «Скальпель», оторвавшись от взлетно-посадочной полосы (ВПП) Кабульского аэродрома, почти сразу же вошел в энергичный левый разворот и по спирали начал набирать высоту над аэродромом.
Командир корабля Идятулла Султанов, или как его звали в части — Илья Султанов, выполняя этот противоракетный маневр, внимательно вглядывался в опрокинувшуюся землю...
Необъявленная война в этой стране шла уже седьмой год. На вооружении душманов появились самые современные средства поражения самолетов. Вот почему взлет и посадку в Кабуле и на другие аэродромы страны производили по спирали, находясь как бы под защитой боевого охранения аэродрома. Уже не один самолет был сбит именно при заходе на посадку или на взлете: скорость мала, высота небольшая, маневренность недостаточная. А кругом — горы, возвышенности. Раздолье для расчетов носимых ЗРК (зенитно - ракетные комплексы).
Земля окутывалась сумерками, но небо еще подсвечивалось тающими лучами заката, и самолет был четко виден на этом фоне. По СПУ (самолетное переговорное устройство) слышался спокойный голос штурмана Николая Божкова: скорость... высота... курс... удаление от аэродрома. «Опытный штурман, надежный, — подумал И. Султанов, — облетел полмира, в сложных условиях не теряется. Да и весь экипаж...».
Он кинул взгляд в просторную кабину самолета: рядом, за рычагами управления двигателями СРУД) сидел бортовой инженер Михаил Ярмух, удерживая по приборам заданную скорость и контролируя работу 4-х двигателей, далее — правый летчик, помощник командира корабля Игорь Кожин, отлично подготовленный летчик, готовый командир; чуть сзади за пультами энергетики и связи — старший воздушный радист Владимир Бойко. На своих рабочих местах бортовой техник Владимир Зинченко и старший воздушный стрелок Дима Костюков.
Справка: радиус удаления самолета от БПП аэродрома до набора требуемой безопасной высоты 6—8 км не должен превышать 3 км, что позволяет находиться в охраняемой зоне аэродрома.
Командир глянул на высотомер. Сколько там? Двигатели натужно гудели. Медленно росла скорость.
«Эх, ….помощней бы двигатели». — подумал он.
— Однако, задержались мы с вылетом, — повернулся он к И. Кожину, — стартовое время уже закончилось.
Тот понимающе кивнул головой. В воздухе они сегодня были уже более 8 часов. Что поделаешь, в график полета вмешались духи», обстреляв под вечер город и аэродром. Ждали до вечера: раненых на погрузку долго не везли. Уже садились в автомашину (ехать на отдых), когда на стоянке появились санитарные машины из Кабульского госпиталя: привезли партию раненых.
Глядя в отрешенные, бледные лица раненых, И. Султанов без колебаний дал экипажу команду готовиться к вылету: «Отдохнем в Ленинграде».
Наблюдая, как бортовые врачи из Запорожского военного госпиталя хирург Валерий Смирнов, врач-реаниматор Виктор Березовский и 4 сестрички размещали раненых в специальные медицинские модули, оборудованные всем необходимым для проведения любой операции в воздухе, И. Султанов не мог отрешиться от мысли: «Ради чего все это?!».
...Вдруг его мысли оборвал воздушный стрелок:
— Командир, сзади — слева — внизу — на земле наблюдаю яркую вспышку... Вот шлейф пламени... Пуск ракеты.
— Вот оно... Спокойно, спокойно!., — командир привычно отдавал команды: «Экипаж, внимание: пуск ракеты по самолету! Усилить осмотрительность! Радист!- Отстрел ИПП, в обе стороны серией по 8... (инфракрасные, или тепловые, ловушки).
— Отстрел ловушек наблюдаю, — доложил стрелок.
Справка: отстреливая инфракрасные помехи, или как их называют — тепловые ловушки по нескольку штук в серии — для повышения эффективности — создается своеобразный инфракрасный «зонтик». Имея температуру горения более 2 тыс. градусов, ловушка перекрывает тепловой фон самолета, а ракета е чувствительной инфракрасной головкой самонаведения перенацеливается на более мощный тепловой источник ловушки и уходит за ней в сторону. Когда не было на самолетах такого прикрытия, ракеты «земля—воздух» шли на источник тепла — двигатель с поразительной точностью. Так были сбиты экипажи Патланя в Эфиопии, Бондаренко — вот тут, в Кабуле, и другие...
Доложили руководителю полетов. В ответ: «Вас наблюдаю, помочь не могу...»
В самолете — тишина...
И вдруг долгожданное: «Ракета отклонилась в сторону», — доложил стрелок. Все облегченно вздохнули.
—5-й круг, высота 5 километров. полетное время 13 мин. 15 сек. Скорость... курс...— доложил штурман Н. Божков.
—Скоро выйдем из зоны поражения, — сказал командир, — как вдруг: «Командир, сзади — слева — внизу наблюдаю пуск ракеты...».
—Ну, уж это «перебор»,— возмутился правый летчик — что они за нами охоту устроили?
Как оказалось, он был недалек от истины: по каналам разведки дошли потом сведения, что была разработана командованием душманов акция по уничтожению этого единственного в ВВС специализированного санитарного самолета.
Но испытания экипажа на этом не кончились: по самолету было произведено еще 7 пусков ракет...
В Ленинградском аэропорту Пулково сели в 4 часа утра в призрачном, кисейном свете белой ночи. Подошли санитарные машины.
Тихо накрапывал мелкий дождик...
Вместо эпилога.
Командир корабля майор И. Султанов уволился в 1988 году в запас и сейчас работает в народном хозяйстве— на Запорожской мебельной фабрике. Уволился в запас и воздушный радист В. Бойко, остальные члены экипажа — в боевом строю.
П. ШАХМИН,
майор в отставке
Последний раз редактировалось: pol (Чт 9 Сен - 17:00), всего редактировалось 2 раз(а)
Похожие темы
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|