12 ноября, то есть два дня назад был его день рождения, то есть 173 года со дня его рождения...
Мне трудно судить о работах Огюста Родена, вживую я их никогда не видела, но общее представление о его творчестве (всегда вызывавшем разноречивые отклики) получила. Пишу о нем здесь, потому что в теме о путешествиях это лирическое отступление ни к чему) Конечно его скульптуры не отличаются филигранностью, он не классик, а, скорее, импрессионист! Наверное, понимание импрессионизма приходит со временем, но даже на иллюстрациях, фотографиях мне его работы кажутся сильными. Что до собранных во Вратах ада всех его (почти всех!) скульптур, это просто! Ведь большинство этих работ создавались именно как элементы большой творческой работы - портала для Музея декоративных искусств. Работы так и не завершенной (впрочем и Музей построен не был). Баловнем судьбы Родена никак не назовешь, признание к нему пришло только в 37 лет, когда после поездки в Италию он создал скульптуру Побежденный (позже переименованную в Бронзовый век)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] С ней правда был связан скандал, Родена обвинили в том, что это не настоящая работа , а всего лишь слепок с натурщика!. Роден оправдываться не стал, потребовал чтобы собрали комиссию и буквально в течение нескольких десятков минут изваял статую идущего человека. Обвинения, само собой, были сняты, Побежденный победил и занял свое место в Салоне.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Мне работы в мраморе кажутся интреснее...
О Родене можно говорить много (начиталась и зачиталась)) Например, о его так и не увидевшей свет скульптуре "Вакханка".
Этой работы нет ни в одном из каталогов. Она осталась только в воспоминаниях друзей и самого Родена, который в середине 1860-х годов вдохновенно, самозабвенно трудился над ее созданием. Он хотел, чтобы его "Вакханка" была одержима животным порывом, страстью, с которой не могла совладать, чтобы ее тело трепетало в предвкушении неземного блаженства...Для "Вакханки" ему позировала не профессиональная натурщица, а девятнадцатилетняя белошвейка Мари-Роз Бере, которая стала его любовницей, родила ему сына... Они прожили вместе более полувека, но только в 1917 году, за несколько недель до смерти Роз, поженились. А своего сына Роден официально так и не признал."Вакханка", практически уже вылепленная, готовая к тому, чтобы ее показали на одной из выставок, произвела сильнейшее впечатление и на Далу, и на Моне, и на Дега, и на Ренуара, которые пришли к Родену, чтобы помочь ему перебраться в новую мастерскую. Шестифутовую скульптуру погрузили на тележку, которую Роден катил вместе с Моне. Но старое колесо на неровной каменной мостовой треснуло, и одно из лучших творений Родена разбилось на мелкие куски... (И тут я вспомнила отзывы Саши о парижских мостовых. Вряд ли они стали лучше за 150 лет... Но вы можете себе представить каково это, во мгновение ока потерять то, над чем работал с таким вдохновением, с такой самоотдачей... )
Роз была не единственной вдохновительницей таланта скульптора.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Камилла Клодель была необыкновенно одаренной, умной женщиной. И с первой встречи этих двух неординарных, сильных людей неудержимо влекло друг к другу. Это было чувство возвышенное и страстное, трепетное и мучительное. Роден как-то сказал Камилле, что именно идеальная любовь самая опасная. Но Камилла уже была вся во власти поглотившего их чувства. Роз Бере оставалась женой и хозяйкой дома, а в мастерской Роден встречался со своим ангелом, своим вдохновением и незаменимой помощницей Камиллой Клодель. Образ Камиллы привлекал его глубиной, необыкновенной силой, одухотворенностью. Она позировала для многих скульптур на "Вратах ада", с нее он вылепил воплощенную позже в мраморе "Мысль", где женское лицо как бы рождается из стихийной материи мрамора.(Ужасная, на мой взгляд, вещь, напоминающая голову профессора Доуэля)
До этого большинство создаваемых Роденом женских образов были довольно легкомысленны, даже несколько декоративны. А в то время, когда они были вместе с Камиллой - с середины 80-х годов до середины 90-х годов,- Роден создал серию абсолютно новых для искусства сцен, где мужчина и женщина - это прежде всего страстные любовники, жаждущие обладать друг другом, любить друг друга до самозабвения. Это "Поцелуй", "Вечная весна", "Вечный идол", "L'Emprise" ("Обладание"), "Суккуба" (демон, принявший женский образ). Все эти скульптуры поражают неудержимым порывом, влюбленные как бы соединяют земную и духовную страсть, землю, из которой сотворены, и небо, которое пульсирует в них. В 1892 году Роден создал еще один портрет Клодель - "Прощание". В нем виден трагический надлом и непреодолимая боль расставания.Это действительно печальная история...
Подробнее можно почитать здесь
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Камилла и сама была хорошим скульптором
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Но речь сейчас не о ней...
Искусство Родена вдохнуло человеческое тепло и новые жизненные силы в скульптуру 19 в. В его работах движения человеческого тела становятся средством передачи безгранично широкого спектра эмоций, а естественные и свободные положения фигур, неизвестные скульптуре более раннего времени, отражают богатство внутренней жизни человека. Величайшее из произведений Родена, Врата Ада, отвечает духовным исканиям эпохи, когда прежняя система моральных ценностей оказалась разрушенной. Интерес Родена к психологической и эмоциональной жизни человека отличал его от импрессионистов. Однако он симпатизировал их бунтарству, а эскизность, намеренная неоконченность произведений, созданных после середины 1880-х годов, позволяют говорить о нем как об одном из первых мастеров, применивших импрессионистическую технику в скульптуре. Роден придавал бóльшую подвижность и одухотворенность скульптурной форме при помощи сильной пластической моделировки и драматической светотени. В своих работах ему удалось передать связь между внутренним миром человека и его внешним обликом; этот аспект роденовской пластики оказался очень важным для формирования творческой концепции произведений Джейкоба Эпстейна, созданных в 1930-е годы. Яркие драматические жесты статуй Родена использовал в своей скульптуре Жак Липшиц.А напоследок я скажу, что более 20 копий статуи Мыслитель находятся и в Берлине, и в Копенгагене, и в Токио, и в Женеве, Сан-Франциско, Амстердаме, в Стэнфордском и Колумбийском университетах США, Брюсселе... Даже в Киеве! Не говоря о Франции, где их четыре. Ну есть ценители творчества Родена, что ни говори! И в Израиле (фото из парка сафари) тоже (ну это уж так, шутка, чтобы развеять драматизм предыдущего повествования)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]У копии «Мыслителя» Родена стою,
понять пытаясь, что ж так задумчив он,
и отчего так густо сведены над переносьем брови?
Что не дает ему покоя?
Какие мысли привели к тому, что стал он
изваянием безмолвным, как символ человека,
не удовлетворённого полученным от Бога знанием?
Зачем он сел, задумавшись навечно?
Когда свою откроет тайну понимания?
Присяду рядом - кисть в подбородок и в коленку локоть…
Вдруг я сумею уловить потоки мыслей,
что не один уж век к нему нисходят…
Вот, вот: с утра посуду не успела вымыть.
Вернусь – помою.
Надо бы зайти в аптеку,
не забыть купить пипетки, муж чихает…
Вчера два раза комп завис, неверно, вирус…
Нет, вот, ага… По залам ходишь, наслаждаясь,
а шла ведь в магазин! Опять затянется приготовление обеда?
Нет,нет, не то… Вчера уведомление прислали из налоговой…
О, Боже мой! Опять проверка. В кассе ни шиша,
представить нечего для справки без придирок…
Фу, просто срам, какие мысли в голову приходят.
И это сидя рядом с вечностью!
Ну, нет, сейчас сосредоточусь и услышу….
Покалывает в голове и вот,
ну, наконец – то, слышу, слышу:
Что ты сидишь? Ты женщина, а это приговор.
Не бабье дело, внимать из вечности идущие потоки.
Лишь муж, мужчина должен,
не отвлекаясь на пустячные заботы,
сидеть и мыслить. И не важно,
что там намыслил он – процесс важнее.
Вот я сижу уже не сотню лет,
и ничего ещё не сообщил я миру,
но кто посмеет мне сказать: ты не мыслитель?
А ты чего пристроилась?
Иди к своей посуде, к магазину!
Сбиваешь только мне теченье чистых мыслей!
И битых два часа я просидела,
что бы услышать это? Зло берёт!
В дверях остановилась, обернулась,-
Ты не мыслитель! - крикнула…
И ходу…
© Copyright: Людмила Быкова, 2013